Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

О роли наставничества в дошкольном образовательном учреждении

В настоящее время в дошкольном образовании ощущается дефицит профессиональных кадров, вчерашние студенты ВУЗов и учебных заведений СПО сталкиваются со сложностью в работе по причине отсутствия профильного образования, опыта и специальных знаний, которые даются только практическим путём.

Проблема также в том,что с первого дня работы начинающий воспитатель имеет те же самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и педагог с многолетним стажем, и все вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма.

Эти факторы способствуют нестабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях. Текучесть кадров, нехватка педагогов-дошкольников – актуальный вопрос нашего времени. Для решения этого вопроса Министерство просвещения Российской Федерации разработало целевую модель наставничества для образовательных организаций.

 

Основные понятия и термины, применяемые в целевой модели наставничества:

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
 
Менторство (или менторинг) — вид наставничества, который подразумевает более глубокую работу с подопечными. Ментор, как правило опытный руководитель организации, не просто делится знаниями, а и оказывает моральную поддержку, помогает в решении сложных задач, и в общем положительно влияет на развитие младшего специалиста и тема самым готовит себе смену.
 
Форма наставничества (менторства) – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
 
Программа наставничества (менторства) – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
 
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
 
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
 
Ментор — сотрудники, которые занимают более высокую должность, часто менторами становятся менеджеры (в бизнесе) или руководители организаций.

 

В нашем образовательном учреждении мы выделили три категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию: это молодые специалисты (выпускники ВУЗов и колледжей), начинающие педагоги (специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы по профилю или без специального образования) и педагоги с большим стажем, ощущающие себя некомфортно в мире новых технологий или испытывающие кризис профессионального роста, находящиеся в ситуации профессионального выгорания.

Наставничество может быть индивидуальным или коллективным (когда за молодым специалистом или начинающим педагогом закрепляются сразу несколько наставников). Мы используем индивидуальную форму наставничества.

Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и позволяет:

– повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;

– развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых образовательному учреждению;

– предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;

– снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.

 
Целью реализации целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности (форма «учитель-учитель). Таким образом, наставничество осуществляется в целях поддержки формирования личности, саморазвития и раскрытия потенциала наставляемого.
Один из способов раскрытия потенциала – формирование активной жизненной позиции и стремление заниматься самообразованием и добровольческой деятельностью, способствующей самореализации личности.

 

Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:

— ускорение процесса профессионального становления работников, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные обязанности;

— адаптация работников к условиям осуществления трудовой деятельности, приобщение к корпоративной культуре;

— развитие у работников интереса к осуществляемой профессиональной деятельности;

— развитие профессионально значимых качеств личности;

— формирование активной гражданской и жизненной позиции;

— создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата.

В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:

 принцип научности – предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

 — принцип системности и стратегической целостности – предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;

 — принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации персонализированной программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;

 — принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;

 — принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;

 — принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;

 — принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и других к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;

 — принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого персональной траектории развития;

 — принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе (целевой модели) наставничества.

 

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы и методы: 

– обучение на рабочем месте;

– участие в работе методических объединений;

– самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

– обучение на курсах повышения квалификации;

– открытые занятия коллег;

– решение и анализ педагогических ситуаций;

– обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и так далее.

 

Конечно же, всё начинается со знакомства. Это знакомство молодого или начинающего специалиста с коллективом, с корпоративной культурой, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в детском саду. Следующий этап в работе – ознакомление с особенностями построения образовательно-воспитательной работы. В начале сотрудничества уточняются вопросы, которые наиболее актуальны для молодого или начинающего специалиста, а также наставник выделяет важные на его взгляд моменты в работе и акцентирует внимание подшефного на них. Наставником составляется план работы.

 

Результатами введения системы наставничества в нашем учреждении являются:

 — формирование у лиц, в отношении которых осуществлялось наставничество, практических навыков выполнения должностных обязанностей;

 — применение лицами, в отношении которых осуществлялось наставничество, рациональных и безопасных приемов и методов труда;

 — освоение и использование лицами, в отношении которых осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания при выполнении должностных обязанностей;

 — положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию;

 — самостоятельность лиц, в отношении которых осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении ими должностных обязанностей;

 — дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей.

Таким образом, использование системы наставничества в ДОУ позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

 

Нормативные правовые акты МДОУ детский сад «Ромашка» ГО «Посёлок Агинское»

Нормативный правовой акт Дата его принятия
Положение о системе наставничества 31.03.2023
Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества 31.03.2023
План работы с молодыми педагогами 31.03.2023
Приказ «О внедрении целевой модели наставничества» 31.03.2023
Приказ «О закреплении наставников» 31.03.2023